
ЗМО — это удобный инструмент для муниципальных и государственных покупателей, позволяющий делать закупки малого объема в электронном магазине при помощи РТС-маркета или других платформ. Процедура максимально простая, она:
В статье рассмотрим, что такое малые закупки и чем они отличаются, какими преимуществами обладают, и возможные перспективы развития.
ЗМО расшифровывается как закупка малого объема, то есть небольшая покупка товаров, работ или услуг у одного поставщика без проведения тендера. Главная особенность — это минимум бюрократии при соблюдении законодательных норм. Покупатели взаимодействуют с продавцом через электронную торговую площадку — ЭТП. Этот процесс регулирует 44-ФЗ в статье 93.
Выбирать региональный и другой электронный магазин для ЗМО можно напрямую на аккредитованных системах для закупок малого объема и нет необходимости в организации конкурса на площадках РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, Росэлторг, НЭП, Газпромбанк, ТЭК-Торг, ЕАТ «Березка» и др.
Важно помнить, что по законодательным нормам:
Контрагенты получают возможность оформлять документы и подавать отчетность по упрощенному порядку. Клиенты же выбирают поставщиков по своему усмотрению.
Законами отрегулированы такие параметры: максимальный разовый лимит и годовой объем малых закупок, порядок работы и предоставления отчетности.
Все субъекты хозяйствования должны придерживаться установленных Федеральных законов:

• 44-ФЗ – регулирует закупочную деятельность муниципальных и государственных заказчиков. Закон строго регламентирует каждый этап, обязует вести реестр контрактов, подавать отчетность в казначейской системе. Сведения о закупке малого объема размещаются в ЕИС; региональные АИС не являются ее заменой.
• 223-ФЗ – позволяет государственным корпорациям, компаниям с определенной долей госучастия, МУПам и ГУПам, автономным организациям утверждать собственные положения о закупках с указанием лимитов, требований, порядка выбора поставщиков, формы договоров и пр. Открывает предприятиям большую свободу, ориентирован на эффективность и оперативность, а не на формальные процедуры.
Систематизация позволит понять особенности каждой формы, соблюдать законодательные требования, выбирать подходящий вариант для конкретной организации.
ЭМ позволяют выбирать продукцию/услуги/работы и размещать свои предложения. Работать разрешено только через аккредитованные электронные торговые площадки (ЭТП) – специальный сервис закупок малого объема, к которым относятся региональные системы, ТЭК-Торг, РТС-Маркет, ГПБ и другие порталы. Заказчик сможет быстро найти нужные позиции, приобрести их без конкурса или разместить объявления о необходимых товарах и услугах. Поставщики же автоматизируют документооборот и расширяют клиентскую базу без участия в сложных торгах. Как правило, электронные магазины:
Федеральные заказчики должны пользоваться единым агрегатором торговли «Березка». Муниципальные покупатели могут пользоваться региональными ЭМ при соблюдении требований.
Предполагается, что клиент самостоятельно подбирает продукцию из размещенных предложений продавцов также онлайн, однако требования немного отличаются от ЭМ.
К особенностям формата относят:
Закупка по модели «с полки» может осуществляться на сумму до 5 млн ₽, а общий годовой лимит для заказчика ограничен 100 млн ₽. Правила применения данного механизма установлены частью 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
Упрощенная малостоимостная процедура - это мелкая закупка, которая отличается от стандартных аукционов, конкурсов, тендеров и имеет целый ряд особенностей:
• Невысокая пороговая сумма, строго ограниченная законом. Для разового заказа по 44-ФЗ стандартно устанавливают до 600 тыс. рублей. 223-ФЗ позволяет самостоятельно устанавливать ограничения. Для этого необходимо разработать и внедрить внутреннее положение.

• Инструмент дает возможность быстрого реагировать на текущие потребности. Заявителям не обязательно проводить торги. В процессе сотрудничества есть возможность менять условия, объемы, сроки поставок. Формат позволяет быстро восполнять запасы без бюрократических задержек.
• Для заключения соглашения необходимы основные документы: счет, договор, накладная, акт, отчет. Нет нужды в формировании технических заданий, проведении заседаний, составлении протоколов.
• В конкурсных процедурах поставщики соревнуются между собой. Когда же необходимо организовать мелкие поставки, заказчик сможет самостоятельно выбирать исполнителя. Это значительно сокращает время ожидания, но снижает уровень открытой конкуренции. Для сохранения прозрачности все чаще используют открытые электронные площадки, где предложения и цены видны всем.
Заказчик сможет подтвердить свое участие и осуществить закупки малого объема при соблюдении регламента проведения процедуры, а также порядков и ограничений, утвержденных законом.
В числе основных требований:
Такой вид взаимодействия бизнеса с государственными заказчиками — один из самых простых. Чтобы уверенно участвовать в малостоимостных операциях, важно понять базовые требования и порядок действий. Ниже приведены краткие и понятные шаги, которые помогут поставщику быстро включиться в работу:
При работе «с полки» указывать надо четкий диапазон количества — площадка блокирует объем на время рассмотрения. Срок действия предложения ограничен месяцем, а все документы должны быть подписаны КЭП участника.
С более подробной инструкцией по совершению закупок малого объема на Портале Поставщиков, ЕАТ Березка и других сервисах можно ознакомиться здесь.
Сфера переживает активную цифровую трансформацию. И если в прошлом дела вели с использованием бумажных носителей, то сегодня большинство документов стало частью единой электронной системы госзакупок. С переходом в онлайн удается автоматизировать процессы, обеспечить прозрачность и эффективность управления бюджетными средствами.
В ближайшие годы ожидается, что развиваться будет ряд тенденций:
• Отдельные электронные платформы и каталоги постепенно объединятся в единую информационную среду.
Такой подход позволит исключить дублирование информации, не допустить искажения данных, использовать общие стандарты для описания услуг и товаров, значительно упростить поиск позиций и сравнение цены, повысить контролируемость и прозрачность работы.
Все госзакупки малого объема у единственного поставщика проводят по общим правилам государственных закупок, вне зависимости от ведомственной принадлежности и местоположения муниципальных или федеральных заказчиков.

• Расширение ассортимента товаров, доступных «с полки». Механизм покупок становится стандартом для повторяющихся и периодических поставок. Постепенно продукция в электронных магазинах расширяется. В нее включают: хозяйственные и канцтовары; расходники для уборки, оказания помощи, ЖКХ, образования, торговли, пр.; услуги, материалы для мелкого и быстрого ремонта, уборки, техобслуживания; ПО, IT-устройства, сопутствующий сервис. Каталог дает возможность формировать заявки в несколько кликов. Постоянное наличие востребованных позиций позволяет стабилизировать цены, упростить формирование бюджета, исключить переплаты.
• Интеграция с казначейскими и бухгалтерскими программами позволит: оперативно (на основании оставленного заказа) формировать договоры, накладные, акты, счета; исключить необходимость ручного ввода; ориентироваться на лимиты и порядок финансирования в режиме онлайн; не допустить ошибки в работе и задержки при оплате.
Синхронизированный цифровой цикл обеспечивает полный контроль и прозрачность на всех этапах.
Инструмент популярен у муниципальных и федеральных покупателей благодаря возможности решать повседневные задачи при минимальной административной нагрузке.
К плюсам относят:
Основными минусами являются:
В таблице представлены основные различия между закупками малого объема по 223-ФЗ И 44-ФЗ.

| Название категории | Краткое описание |
|---|---|
| Офис | Широкий ассортимент офисных товаров: бумага, расходники, органайзеры, мебель и техника, необходимые для повседневной работы. |
| Средства индивидуальной защиты (СИЗ) | Бахилы, перчатки, респираторы, защитные очки и другие средства, обеспечивающие безопасность персонала на рабочем месте. |
| Товары для медицины | Антисептики и другие медицинско-гигиенические расходные материалы для офисов, клиник и учреждений здравоохранения. |
| Канцтовары | Ручки, бумага, папки, наклейки, корректирующие средства и другие принадлежности для письма, хранения документов и офисной работы. |
| Школа | Школьно-письменные принадлежности: карандаши, цветные фломастеры, тетради и всё, что нужно для учебы детей и студентов. |
| Техника для офиса | Офисная техника и электроинструменты, такие как принтеры, сканеры, а также оборудование для различных сфер деятельности. |
| Товары для туалетных комнат | Средства гигиены, мыло, бумажные полотенца и расходные материалы, необходимые для санитарных помещений. |
| Продукты питания | Ассортимент продуктов питания и напитков, которые можно заказать для офисов и рабочих зон. |
| Упаковка | Коробки, пленка, пакеты и другие упаковочные материалы, которые можно использовать для хранения, отправки или складирования товаров. |
| Хозтовары | Уборочные принадлежности, ведра, тряпки и другие бытовые товары для эксплуатации помещений. |
| Бытовая и профессиональная химия | Моющие средства, дезинфицирующие растворы, чистящие порошки и другие химреактивы для поддержания чистоты. |
ЗМО – эффективный способ быстро закрывать потребности, если придерживаться законодательных норм и исключать дробление крупных заказов. В таком формате система становится гибкой, современной и ориентированной на результат, а также при совершении закупок малого объема появляется возможность вносить изменения в контракты. Она позволяет рационально расходовать бюджетные средства, быстро реагировать на текущие потребности, не терять времени на проведение сложных тендеров. Продавцы же получают возможность участвовать в совершении сделок, минуя жесткие условия отбора, и значительно расширять рынок сбыта.