Мы используем файлы cookies для вашего удобства пользования сайтом и аналитики. Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы даёте согласие на обработку перечисленных данных в нашей политике в отношении обработки и защиты персональных данных
Я согласен

Как организовать архив на предприятии: основные правила работы и хранения документов

Содержание

  1. Что значит архивировать документы и для чего это нужно
  2. Какие документы сдаются в архив
  3. Организация архива на предприятии с нуля
  4. Пошаговая инструкция, как правильно архивировать документы в бумажном виде
  5. Заключение

Архивное хранение документов в организации — целое искусство, освоив которое, владелец может полностью забыть о долгом поиске старых данных. Держать документооборот под полным контролем очень важно, и делать это нужно в строгом соответствии с законодательством. С чего начать ведение архива в организации и как сделать работу с ним легкой и приятной, не упустив ключевые детали?

Что значит архивировать документы и для чего это нужно

Архив предприятия — это способ организации хранения документов, позволяющий систематизировать их для комфортной и быстрой работы. Архивная обработка — это необходимость как с законодательной точки зрения, так и с прикладной. На протяжении всего времени существования юридического лица появляются сотни и тысячи документов, в которых практически невозможно ориентироваться, если они не упорядочены должным образом. Существуют разные виды архивов организаций, такие как научно-технический, аудиовизуальный и т.д. Сейчас речь пойдет об управленческом, но правила архивирования в основном едины для всех типов.

Вести учет всей документации и держать ее в порядке — сложная задача, для выполнения которой нужно хорошо изучить все особенности этого процесса. Если все требования к архиву документов в организации соблюдены, то проблем точно не возникнет, поэтому крайне важно осознанно подойти к этому делу.

Какие документы сдаются в архив

Перед тем как говорить об основных правилах, нужно разобраться, какие документы хранятся в архиве организации. Согласно приказу Росархива от 20.12.2019 №236, который утверждает перечень обязательных к архивации бумаг с соответствующими сроками хранения, условно всю документацию можно разделить на три основные группы и одну дополнительную:

Временные — это документы со сроком архивации, не превышающим 10 лет. К ним относятся:

  • все, что связано с приказами и поручениями: документы по выполнению, справки, отчеты, проекты, сами оригиналы приказов;
  • переписки, связанные с реализацией решений, принятых в результате переговоров и конференций;
  • документы, связанные с разработкой и введением регламентов;
  • переписки, связанные с реорганизацией компании.
Долговременные — эти документы согласно правилам архивации должны храниться организацией дольше 10 лет. Они включают:
  • приказы, связанные с кадровым составом предприятия: информация о приемах на работу, прохождении работниками специализированных курсов по повышению квалификации, результаты аттестаций, штатно-списочные составы сотрудников и т.д.;
  • документы о начале или прекращении деятельности юридического лица, его сертификации;
  • бумаги, связанные с защитой информации компании, резервным копированием;
  • технико-экономический паспорт организации.

Постоянные — такие бумаги находятся в архиве все время существования юридического лица. Среди них:

  • номенклатуры должностей и дел; опись дел;
  • годовые отчеты, планы, бухгалтерские балансы и налоговые выписки;
  • уставная документация;
  • журналы регистрации приказов по основной деятельности; оригиналы этих приказов;
  • сертификаты ключей проверки электронных подписей;
  • паспорта сделок;
  • каталоги продукции, товаров и услуг, предоставляемых компанией, с ценами; прайс-листы;
  • акты об утрате и уничтожении дел.

Бумаги с пометкой “до минования надобности”. Их хранят до тех пор, пока они несут практическое значение, а по прошествии этого периода уничтожают сразу или спустя какое-то не очень длительное время, обычно до 1 года.

Более подробно все сроки, установленные законодательством, рассмотрены в уже упоминавшемся приказе Росархива от 20.12.2019 №236 “Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения”. Начать ведение архива документов в организации стоит с изучения этого законодательного акта.

Организация архива на предприятии с нуля

Архивирование документов в организации — непростой процесс независимо от объема делопроизводства, особенно когда приходится иметь с ним дело впервые. Начать организацию архива, если никаких наработок в эту сторону еще не сделано, а в документах предприятия уже легко потеряться, стоит с назначения ответственного. Можно нанять нового работника, который будет специализироваться на ведении архива, а можно возложить эту обязанность на одного из сотрудников штаба с не очень высокой нагрузкой. Затем нужно завести учетный журнал использования архивных документов, где будут записываться все лица, которым предоставлялся доступ к ним. Там же будут фиксироваться даты, когда бумага была взята из папки и возвращена туда.

Все остальные действия ничем не отличаются от организации уже существующего архива. Подробная пошаговая инструкция по тому, как работать с ним, дана ниже.

Пошаговая инструкция, как правильно архивировать документы в бумажном виде

Подготовка документов к архивному хранению в бумажном виде состоит из следующих этапов:

  1. Первым делом нужно разделить все документы на группы по длительности хранения (о них было рассказано ранее) и разработать номенклатуру.
  2. Составить описи на всю документацию при их отсутствии.
  3. Разложить бумаги по папкам, обязательно указав на обложке название, срок хранения, отдел, индексацию и т.д. Все неактуальные документы следует уничтожить во избежание запутанностей.
  4. Затем следует подшив документов в архив. На этом этапе пригодятся специальные шпагаты, нити и иглы. О том, как правильно это сделать, можно прочитать здесь: Как правильно прошивать документы ниткой по ГОСТу. Удобнее всего хранить документы в специальных папках или коробах, предназначенных как для небольших архивов, так и для огромных архивов крупных компаний.
  5. Расставить папки по стеллажам, руководствуясь принципом «чем реже нужно доставать документ, тем дальше его следует убрать, освобождая удобные места для часто используемых бумаг».
  6. Составить и издать приказ о том, кто из сотрудников имеет доступ к архиву.
  7. Продолжать вести учетный журнал и заниматься подготовкой новых документов к сдаче в архив.

Заключение

Хранить важные бумаги — трудоемкое занятие, которое требует держать в голове большое количество информации. Чтобы основные правила работы и хранения документов в архиве организаций лучше запомнились, стоит суммировать все сказанное ранее. Вот что стоит выделить:

  • Все бумаги делятся на 4 типа по сроку хранения: временные, долговременные, постоянные и «до минования надобности».
  • Первое, с чего начинается архивное делопроизводство в организации — выделение ответственного лица, создание учетного журнала и распределение бумаг по сроку хранения.
  • Очень важно прошивать документы и хранить их в удобных картонных папках и коробах. Они прочные, вместительные, имеют специальные завязки и шаблон для заполнения основной информации о содержащихся там документах.

И последнее — если постоянно поддерживать архив в порядке, то учет документации станет простым и приятным занятием, даже если он содержит десятки тысяч разных бумаг.

г. Серпухов, Московская обл., Московское ш., 84 #omr_32T#
г. Люберцы, Московская обл., Октябрьский пр-т, 112, ТЦ Выходной, -1 эт. #omr_52T#
г. Орехово-Зуево, Московская обл., ул. Бабушкина, д. 2А, ТЦ Ореховский #omr_86T#
г. Ступино, Московская обл., пр-т Победы, д. 40 #omr_87T#
г. Белоозерский, Московская обл., ул. Коммунальная, 12 #omr_90T#
г. Ликино-Дулёво, Московская обл., ул. Кирова, д.1Б #omr_93T#
г. Коломна, Московская обл., ул. Октябрьской Революции, 379, ТК Голутвинский, 1 эт. #omr_95T#
г. Коломна, Московская обл., Советская площадь, 3 #omr_100T#
г. Кашира, Московская обл., ул. Ильича, д. 61, ТДЦ Кашира #omr_101T#
г. Коломна, Московская обл., ул. Астахова, 4, ТЦ Лента #omr_104T#
г. Люберцы, Московская обл., ул. Кирова, 2, ТЦ Пятачок, 2 эт. #omr_105T#
г. Серпухов, Московская обл., ул. Советская, д. 111, ТЦ Атлас #omr_106T#
г. Ногинск, Московская обл., ул. Советской Конституции, 3 #omr_110T#
г. Можайск, ул. Мира, 2А, ТЦ Черемушки #omr_114T#
г. Реутов, Московская обл., 2 км МКАД, 2, ТК Шоколад, 1 эт. #omr_118T#
г. Лобня, Московская обл., Краснополянский пр-д, 2, ТРЦ Поворот, -1 эт. #omr_122T#
г. Наро-Фоминск, Московская обл., ул. Маршала Жукова, 3 #omr_124T#
г. Сергиев Посад, Московская обл., пр-т Красной Армии, 171, ТЦ Посадский #omr_132T#
г. Дмитров, Московская обл., ул. Профессиональная, 26, ТЦ ЛарАн, 1 эт. #omr_133T#
г. Дубна, Московская обл., пр-т Боголюбова, 31 #omr_135T#
г. Павловский Посад, Московская обл., пр-д Большой Железнодорожный, 31 #omr_152T#
г. Воскресенск, Московская обл., ул. Кагана, 17, ТЦ Атриум, -1 эт. #omr_156T#
г. Долгопрудный, Московская обл., пр-т Лихачевский, 74, ТЦ Город, 3 эт. #omr_159T#
г. Воскресенск, Московская обл., ул. Октябрьская, зд. 17/8 #omr_164T#
Цена на товар в магазине может отличаться от указанной на сайте.
Для того чтобы уточнить цену на этот товар в гипермаркете,
позвоните в интересующий вас магазин. Контакты
Чтобы воспользоваться сервисом «В избранное», необходимо войти на сайт.